«Фасад — всегда дело вкуса»

 

1 октября 2014

Не так много федеральных компаний, вышедших из Сибири, еще меньше успешных бизнесов родом из Новосибирска. Один из самых ярких примеров — РАТМ Холдинг — многопрофильная компания, которую в 1992 году основал новосибирский предприниматель Эдуард Таран. Имея статус федерального игрока и обладая крупными производствами в европейской части страны, РАТМ Холдинг продолжает инвестировать в родную область. В интервью «Эксперту-Сибирь» Эдуард Таран поделился своей оценкой эффективности инвестиционной политики региона, а также рассказал о своем опыте государственно-частного партнерства.

Эдуард Таран президент РАТМ Холдинга

— Эдуард Анатольевич, как бизнесмен видите ли вы в Новосибирской области сформулированную и реализуемую на практике инвестиционную стратегию?

— Такой стратегии в Новосибирской области, к сожалению, пока нет. И это серьезная проблема. Бизнес, который готов вкладывать деньги в регион, не понимает, какие направления предпринимательской деятельности для городской и областной власти приоритетны и будут поддержаны. Да, есть инвестиционный совет при губернаторе, но он рассматривает всякий проект, который выносят на его суд, и решения о предоставлении поддержки чиновники принимают без серьезного анализа рыночных реалий. Простой пример. Рынок стеклотары. В прошлом году мы планировали приступить к реализации масштабного проекта возведения стекловаренной печи № 6 на заводе «Экран» и уже в следующем году запустить ее в эксплуатацию. Размер инвестиций — 40 миллионов евро, 25 процентов из которых уже освоено. Но в конце 2013 года вынуждены были приостановить проект из-за поддержки регио­нальной властью строительства стекольного производства Группы «Чагодощенский стекольный завод и К». Какой смысл нам вкладывать деньги в регион и строить производство, которое заведомо будет избыточным? Строительство заморожено, при этом далеко не факт, что поддержанный властью проект наших конкурентов будет реализован. Группа закредитована, ряд ее заводов находится в состоянии банкротства.

Другой пример — сфера градостроительства. Новосибирск — безусловный лидер Сибири по объемам строительства, но в городе нет четко прописанной градостроительной политики, а сроки согласования проектов одни из самых длительных в России. На инвестора новосибирские чиновники смотрят, как на беспринципного варяга, который пришел урвать энное количество денег. Именно так, а не как на человека, который вкладывает сотни миллионов в развитие территории и нацелен на создание комфортной среды. Например, наша структура РАТМ-Девелопмент провела экспертиз по проекту Prime Hall (строительство бизнес-центра на месте здания Дома моделей на Красном проспекте. — Ред.) больше, чем того требует законодательство, но получение разрешения на строительство откладывают по разным причинам. Доходило до абсурда: чиновники заявляли, что, дескать, земля под зданием нам не принадлежит. Притом что объект НДМ был приобретен много лет назад уже с земельным участком. Я начал было думать, что причина задержки с рассмотрением документации связана с тем, что наш проект не нравится новому руководству города. Ведь фасад — всегда дело вкуса. Но в таком случае должны быть утвержденные требования к зданиям, расположенным по «красной» линии. В этом случае инвестору было бы легче начинать проект.

На мой взгляд, в городе и области происходит странный перекос: власти озадачены формированием позитивного имиджа территории для этого дела, при этом основа основ для привлечения инвестиций — инвестиционная стратегия — не сформулирована. Вот шумно и заметно прошел «Технопром-2013». А практическая отдача-то какая? РАТМ Холдинг принял участие в этом форуме, мы показали образцы продукции наших высокотехнологичных производств, расположенных в Москве, Ярославской области и Катайске (Курганская область). Но дальше демонстрации дело не пошло

— Какой вам видится эффективная инвестиционная стратегия?

— Четкой и ясной. Не должно быть двойных стандартов. В документе должны быть зафиксированы права и обязанности как инвестора, так и власти. Пока в этом отношении Новосибирская область серьезно проигрывает не только Нижнему Новгороду, Ярославлю, Екатеринбургу, не говоря уже о Москве, но и соседнему Красноярску. Там власть не боится открытого диалога с бизнесом, охотно дискутирует по насущным вопросам, обсуждают возможную господдержку для предприятий реального сектора экономики.

В контексте господдержки я неоднократно подчеркивал, что надо давать преференции тем, кто способен к развитию. Господдержка может быть разной, главное, чтобы участие в такой программе было понятным, чтобы на нее могли претендовать в равной степени предприятия как крупного, так и малого бизнеса, как государственные, так и частные.

— Насколько сегодня Новосибирская область привлекательна для инвесторов?

— Однозначно привлекательна. При всех бюрократических минусах Новосибирская область — это регион развития. Для меня как промышленника важно, что в Новосибирске отличная база подготовки инженерных кадров, сохранен научный потенциал, здесь целесообразно развивать высокотехнологичные производства. Немаловажно, что Новосибирск находится на пересечении всех транспортных путей — воздушных, железнодорожных, автомобильных, речных. Удобная логистика — это серьезное конкурентное преимущество. В регион едет перспективная молодежь со всей Сибири, из Казахстана, Киргизии. Это снижает остроту кадровой проблемы.

— Готовы ли вы наращивать инвестиционную активность в регионе?

— Да, мы готовы вкладывать в развитие стекольной отрасли, энергетику, девелопмент. Стекольное направление — это наша ниша, энергетика — относительно свободная ниша, и в девелопменте мы никому дорогу не переходим.

— Какие значимые проекты РАТМ Холдинг реализует в регионе сегодня?

— — Прежде всего это развитие производства тарного стекла. В прошлом месяце мы запустили на «Экране» линию по выпуску облегченной бутылки. Сегодня это самый востребованный продукт на рынке стеклянной тары. Будем активно развивать это направление. Не снимаем с повестки дня и развитие энергетического актива. Ожидаем, что наша компания «Экран-Энергия» примет участие в обеспечении теплом и электроэнергией застраиваемой территории, прилегающей к бывшему городскому аэропорту. Это 240 гектар перспективной застройки. Проект тем более актуален, что город испытывает заметный дефицит в электрической энергии. Мы предложили мэрии создать совместное предприятие в форме государственно-частного партнерства. Мэр Анатолий Локоть идею подержал. Теперь ждем создание специальной рабочей группы, которая рассмотрит этот вопрос детально. Надеюсь, в самое скорое время это будет сделано.

Более отдаленный, стратегический проект — перенос стекольного производства на территорию Промышленно-логистического парка Новосибирской области. «Заводу «Экран» не нужно столько производственных площадей, да и логика современной экономической реальности подтверждает, что производство становится компактным и его необходимо выводить за черту города. Мы рассчитываем, что это произойдет через 8–10 лет. На территории же завода, расположенного вблизи центральной части города, целесообразно реализовать крупный девелоперский проект в сфере жилой недвижимости. Сейчас приступили к подготовке зонирования территории завода.

— Остаются ли в силе планы по строительству футбольного стадиона?

— Планы мы не меняли. Но такой проект бизнес не в силах воплотить в жизнь в одиночку. Первоклассный стадион на 15–18 тысяч посадочных мест, соответствующий всем требованиям Российского футбольного союза, — это не менее 100 миллионов долларов инвестиций. Я готов лично как частный инвестор вложить в объект 30 миллионов долларов или один миллиард руб­лей. Мы уже провели переговоры о финансировании со Сбербанком, а также представили проект стадиона на влиятельной международной выставке MIPIM в Каннах. Проект вызвал серьезный интерес со стороны международных специалистов в сфере недвижимости, а банк выразил готовность рассмотреть возможность предоставления необходимых заемных средств. Считаю, что в Новосибирске нужно создать спортивный кластер по модели «Лужников» в Москве, где на большой территории уместятся публичные арены под все виды спорта и будет создана необходимая инфраструктура. Это может быть четыре-шесть арен. Проект реально реализовать в течение 12–15 лет. Но в начале, конечно, нужно построить футбольный стадион. Сроки его строительства целиком зависят от оперативности принятия муниципалитетом решения о выделении земли и решения городских и областных властей об управлении новым объектом. Такая модель государственно-частного партнерства позволит погасить долг в оптимальные сроки.

— Совсем недавно правительство Новосибирской области озвучило планы по реиндустриализации региона. Что вы думаете об этом?

— Если в Новосибирской области появится реальная программа промышленного развития — это замечательно. Регион, который производит продукцию, всегда устойчивее территории, которая живет за счет торговли. А у Новосибирской области хороший потенциал. Здесь неплохая база для создания новых производств, ориентированных на импортозамещение, что особенно актуально на фоне геополитической ситуации. Важно, чтобы программой реиндустриализации занимались профессионалы, которые могли бы объективно оценить все ресурсы региона — трудовые, природные, энергетические и так далее. Естественно, важно, чтобы авторы программы находились в тесном диалоге с бизнесом.

— Есть ли задачи по выходу на новые рынки и новые направления бизнеса?

— Если в Новосибирской области появится реальная программа промышленного развития — это замечательно. Регион, который производит продукцию, всегда устойчивее территории, которая живет за счет торговли. А у Новосибирской области хороший потенциал. Здесь неплохая база для создания новых производств, ориентированных на импортозамещение, что особенно актуально на фоне геополитической ситуации. Важно, чтобы программой реиндустриализации занимались профессионалы, которые могли бы объективно оценить все ресурсы региона — трудовые, природные, энергетические и так далее. Естественно, важно, чтобы авторы программы находились в тесном диалоге с бизнесом.

АНТОН ВЕБЕР

Эксперт.ru