Регионы проверили на эффективность

 

24 июня 2014

В конце мая в рамках Петербургского международного экономического форума ведущие российские бизнес-объединения совместно с Агентством стратегических инициатив впервые подвели итоги Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Независимые эксперты оценивали эффективность региональных властей в создании инвестиционного климата на подведомственных им территориях.

В пилотный рейтинг были включены регионы из всех федеральных округов, с разным уровнем экономического развития и степенью привлекательности для бизнеса. От Сибирского федерального округа (СФО) в него вошли Красноярский и Алтайский край, а также Томская область.

Эксперты оценивали территории по 54 показателям в рамках четырех основных направлений: «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства». Источником данных для составления рейтинга в первую очередь стали опросы предпринимателей в регионах, а также ежегодная статистика федеральных и региональных ведомств.

По направлению «Регуляторная среда» оценивались, в частности, время (в днях) и общее количество процедур, которые необходимо пройти предпринимателю, например, при регистрации прав собственности, подключении к энергосетям, получении различных разрешений. Так, время получения разрешения на строительство в пилотных регионах колеблется от 40 до 340 дней. Показатель 40 дней (Республика Татарстан) можно сравнить с лучшими мировыми практиками: 26 дней в Сингапуре и 29 дней в Южной Корее. Красноярский край показал один из лучших результатов по этому направлению, войдя в группу А рейтинга. Алтайский край и Томская область попали в группу С, то есть оказались в середине таблицы. На основании рейтинга руководство этих субъектов может сделать соответствующие выводы и пересмотреть региональные нормативные документы, регламентирующие процедуры подключения к энергосетям, получения разрешения на строительство и т. д.

По направлению «Институты для бизнеса» оценки выставлялись на основании таких показателей, как среднее количество проверок, наличие и качество инвестиционной стратегии, принцип одного окна и т. п. В России количество проверок бизнеса различается в 90 раз. То есть в одном регионе за год проверяют одну компанию из 100, а в другом — 90 из 100. Что касается СФО, то по этому направлению в число регионов, где отмечены лучшие условия для ведения бизнеса, попал Алтайский край (группа А). Красноярский край оказался чуть ниже, в группе B, а Томская область — на две позиции ниже, в группе D. Тем не менее, отмечали участники форума, даже у лидеров рейтинга были выявлены проблемные точки, они же были названы и точками роста.

По направлению «Инфраструктура и ресурсы» оценивались такие показатели, как качество и доступность инфраструктуры, качество территориального планирования, доступность земельных ресурсов и т. д. По последним двум параметрам разброс оказался очень серьезным, поскольку есть субъекты федерации, где на регистрацию прав собственности на землю уходит всего три с половиной недели. В их числе — Красноярский край и Москва. В некоторых регионах эта же процедура занимает почти четыре месяца. Наиболее острыми проблемами бизнеса, связанными с инфраструктурой и доступом к ресурсам, стали качество рабочей силы и дорог. Самая высокая средняя оценка по доступности трудовых ресурсов составила 3,5 балла по пятибалльной шкале. В итоге по этому направлению в группу А попали лишь Красноярский край и Калужская область. Томская область оказалась в группе С, а Алтайский край — в группе D, что говорит о низком качестве инфраструктуры и слабой доступности ресурсов в регионе.

В разделе «Поддержка малого предпринимательства» оценивались, в частности, деятельность общественных организаций, представляющих интересы малого и среднего бизнеса, доля рабочих мест в бизнес-инкубаторах и технопарках, а также доступность кредитных ресурсов. Согласно итоговым показателям, Томская область по этому направлению вошла в группу В, показав лучший результат среди сибирских регионов, Красноярский край — в группу С, Алтайский — в группу Е.

В целом по рейтингу Красноярский край вошел в число регионов, получивших самые высокие оценки, — группа I; Томская область и Алтайский край оказались в группе II. Полученные результаты наглядно продемонстрировали, что важно оценивать не только статистические показатели, но и удовлетворенность бизнеса. Так, например, рейтинг выявил регионы с высокими показателями притока инвестиций, но низкой удовлетворенностью работающего здесь бизнеса качеством предоставления госуслуг и уровнем работы институтов, созданных на территории субъекта. Наконец, удалось зафиксировать ряд высоко оцениваемых и низко оцениваемых показателей по всем регионам. В первом случае это говорит о необходимости обеспечить продвижение сильных сторон регионов как конкурентного преимущества России в целом. Что же касается обратной стороны медали, то низкие оценки в рейтинге требуют серьезных системных изменений, повышающих инвестиционную привлекательность региона.

О высокой цене человеческих отношений размышляет заместитель шеф-редактора «Коммерсантъ — Сибирь» Валерий Лавский

Характер инвестиционного климата зависит от огромного числа показателей, которые измеряются в рублях, годах и процентах. Все российские регионы уже давно приняли массу программ, подпрограмм и прочих стимуляторов для малого, среднего и крупного бизнеса. Эту же цель преследуют территориальные проекты вроде зон экономического благоприятствования в Кемеровской области, или промышленно-логистического парка под Новосибирском, или технопарков, которые есть, кажется, уже везде. Влияют ли они на привлекательность региона в глазах бизнесменов? Безусловно, да. Но определяют ли они на 100% решение предпринимателей, открывать ли свое дело на той или иной территории? Безусловно, нет. Потому что писаный закон (в самом широком смысле) в России так и не стал истиной в последней инстанции. До сих пор это лишь один из пазлов, образующих картину взаимоотношений между бизнесом и властью. И не факт, что самый крупный.

Отношения, складывающиеся между бизнесменом и конкретным чиновником или целым отделом чиновников, значат ничуть не меньше. Но зависят они от человеческого характера, если под характером понимать сумму качеств: компетентность, стиль общения, честность. Ясно, что ни в каких самых хитрых нормативных актах их не пропишешь. Поэтому программы государственной поддержки бизнеса есть везде, однако поддержка бизнеса (она же — инвестиционный климат) везде разная. За примерами далеко ходить не надо.

В конце мая на заседании экспертного совета по экономике Томской области руководитель томского отделения Сбербанка России Михаил Гребенников констатировал, что «инвестиционная атмосфера в области близка к „красной зоне“». «Сегодня строятся два завода: один — „Томлесдрев”, второй — „Микран”. А в чем было решение администрации, если я взял на себя все риски, в том числе риск потери работы, если эти проекты провалятся?» — поделился он наболевшим. В июне в Новосибирске заместитель гендиректора крупнейшего российского застройщика СУ-155 Илья Михальчук признался, что строительство мини-города в Красноярске тормозится из-за прохладного отношения к нему местных властей. «Мы встречались с бывшим губернатором и действующим мэром, на тот момент заинтересованности со стороны руководства мы не увидели», — заметил господин Михальчук. В результате работы СУ-155 по новосибирскому проекту уже осуществляются на практике, а красноярские планы компании пока остаются в теории. Кстати, вскоре после выступления Михаила Гребенникова томский губернатор Сергей Жвачкин сообщил, что недавно отменил отпуск своему заместителю Юрию Гурдину, отвечающему за инвестиционную политику.

От того, какой тон глава региона выберет в общении с бизнесом, во многом зависит, что бизнес сможет дать региону. Губернатор Кемеровской области, например, в характеристиках резок. Когда бывший совладелец «Сибуглемета» Владимир Мельниченко прописал свой бизнес в Подмосковье, Аман Тулеев назвал его поступок безнравственным, а самого предпринимателя — «предателем интересов Кузбасса». Можно ли считать это призывом к бизнесу приходить в Кемеровскую область и работать здесь, даже если Владимир Мельниченко не прав? Посмотрим. Но можно предположить, что создавать какой-то другой бизнес в родном регионе господин Мельниченко, если у него были такие планы, как минимум повременит.

прямая речь

Вы в экономику региона инвестировать будете?

Эдуард Таран, президент «РАТМ Холдинга»:

— Для повышения инвестиционной привлекательности Сибирского региона необходимо развивать модель государственно-частного партнерства, где гарантом для инвестора выступит государство. И власть, и бизнес понимают эффективность такого взаимодействия, но пока четкого и прозрачного алгоритма для потенциальных инвесторов в регионе нет. Между тем привлечение инвесторов разными льготами и преференциями — общемировая практика. Но во многих регионах России компаниям, готовым взять на себя обеспечение проекта, необходимого городу, зачастую приходится уговаривать администрацию пустить его на территорию. А проекты, действительно значимые для имиджа города, власти не всегда умеют преподнести общественности, объяснив, какие дивиденды получит регион от того или иного проекта. Пока схема взаимодействия бизнеса и власти в стадии формирования, мы считаем важным для бизнеса самостоятельно выходить на партнерство с регионом, городом — брать на себя затраты по подготовке проектов развития территории, договариваться с властями. Сегодня, когда во многих регионах инвесторы пересматривают проекты — секвестируют или вообще сворачивают из-за сложной экономической ситуации, в Новосибирской области есть бизнес, готовый выступать самостоятельно инвестором, гарантом обеспечения заемных средств и при этом нести еще и социальную нагрузку. Мы понимаем, что сегодня как никогда важно вкладывать в объекты, действительно необходимые для развития региона, и не боимся брать на себя ответственность.

Илья Михальчук, генеральный директор ООО «Восточно-Сибирская строительная компания» (входит в ГК СУ-155):

— Инвестиции в реальный сектор экономики всегда выгодны: регион получает импульс в развитии, увеличивается налогооблагаемая база, появляются новые рабочие места и т. д. К примеру, в строительстве один вложенный рубль дает мультипликативный эффект в 14 руб. в смежных отраслях. Как следствие перечисленного, растет покупательная способность населения, оно становится экономически более активным. Таким образом, наш главный интерес — внести свой вклад в развитие каждого конкретного региона и получить в итоге экономический эффект в реализации построенного жилья. Ведь мы возводим экономкласс — именно то жилье, которое могут себе позволить люди со сравнительно невысокими доходами. Новосибирская область — это регион с крайне благоприятным инвестиционным климатом. Одна из причин этого — желание как городской, так и региональной власти развивать территорию, оказывая содействие местным и федеральным застройщикам в предоставлении земель под возведение жилых комплексов, а также в получении технических условий подключения к коммунальным сетям. Именно это помогает застройщикам преодолевать бюрократические преграды, повышает инвестиционную привлекательность Новосибирска, а также позволяет городу быть лидером по объемам ввода жилья в СФО. В свою очередь, благоприятный инвестиционный климат области стал причиной того, что именно в Новосибирске ГК СУ-155 взялась за наиболее трудоемкий способ застройки — развитие застроенных территорий.

Кирилл Покровский, директор по коммерции и развитию ООО «ДСК КПД-Газстрой»:

— Специфика деятельности строительной организации, а тем более такого крупного девелопера, каким является «ДСК КПД-Газстрой», — это социальная направленность бизнеса. Мы осуществляем комплексную застройку, а поэтому наши инвестиции в экономику — это не только предоставление широким слоям населения достойного, качественного жилья, но и создание социально-экономической инфраструктуры на осваиваемой территории, и рабочие места, что дает экономический эффект для всего города. Это выгодно и нам как застройщику и полезно для городской экономики: чем более развитой является социально-экономическая инфраструктура, чем более достойным становится образ жизни, тем привлекательнее город для жизни, инвестиций и ведения бизнеса. В этой связи, конечно, хотелось бы, чтобы действия властей были направлены на ускорение и большую простоту и прозрачность оформления разрешительных документов на землю и строительство. Поскольку именно эти процедуры являются у нас достаточно емкими по времени. Конъюнктура рынка позволяет если не привести все эти процессы к принципу одного окна, то хотя бы приблизиться к этому. Кроме того, нам как застройщику, инвестирующему в жилой сектор, важно, чтобы город вкладывался в развитие инфраструктуры: социальной, а это школы и детские сады, спортивные сооружения и медицина; транспортной, а это строительство дорог и развитие транспортной сети. Все это вместе и дает эффект создания благоприятного для бизнеса климата. Одна из наших целей — это развитие социальной составляющей на вверенной нам территории как дополнения к основному бизнесу застройщика.

Тимур Ожегов, управляющий филиалом ОАО «Банк ВТБ» в Красноярске:

— Сибирь привлекательна для инвесторов с точки зрения новых проектов: здесь сосредоточены огромные территории, значительные запасы природных богатств, создана инфраструктура, которая готова осваивать вложения. Красноярский край среди сибирских регионов — один из лидеров по темпам привлечения инвестиций. Недавно прошедшая в Красноярске конференция «Движение к успеху. Опережая время. Отменяя расстояния» показала, что сибирский и, в частности, красноярский бизнес нацелен на развитие, он двигается вперед, генерирует новые идеи. Предприниматели представили целый ряд проектов, направленных на создание новых и расширение действующих производств, они крайне заинтересованы в их финансовой поддержке. Этот интерес подтверждают и в министерстве инвестиций и инноваций Красноярского края. Безусловно, один из основных вопросов для бизнеса заключается в снижении стоимости его инвестиционной составляющей, в привлечении кредитов по более низкой ставке. В ответ банк предпринимает шаги по сохранению действующих ставок, привлечению новых, более дешевых источников фондирования.

Автор: Марина Измайлова, представительство Агентства стратегических инициатив Коммерсант – Новосибирск