Не заметили подмены

 

28 марта 2016

При сокращении рынков сбыта предприниматели, хоть и нехотя, начинают искать подступы к госзаказу. Впрочем, по мнению экспертов, работа на государство — крайне сомнительный инструмент для развития бизнеса.

«Развивать бизнес с помощью участия в государственных закупках — неверная стратегия, госзаказ должен быть дополнительным рынком сбыта, а не основным», — считает Павел Яшков (в центре)

22 марта журнал «Эксперт-Сибирь» провел V «Сибирский форум малого и среднего бизнеса». Одной из ключевых дискуссий мероприятия стало обсуждение вовлеченности малого бизнеса в государственные и муниципальные закупки и обеспечения ему доступа к закупкам компаний с гос­участием. Несмотря на то, что тема не нова и обсуждается на разных уровнях уже довольно давно, она не только не теряет остроту, а наоборот, становится все более актуальной, переходя на новые уровни.

В условиях очередного экономического коллапса в стране, сокращения рынков сбыта и снижения объемов бюджетной поддержки большинства отраслей, сектор МСБ проявляет все большую заинтересованность к сегменту, видя в нем чуть ли не единственный стимул для развития бизнеса.

Отвлечь внимание

Как стало известно, доля заказа, который госкомпании обязаны отдавать малому и среднему бизнесу, будет увеличиваться. По данным Минэкономразвития РФ, уже в этом году норматив вырастет с 15 до 20%. Впрочем, эксперты уверены: эта мера никак не повлияет на эффективность госзакупок для МСБ, а станет очередным отвлекающим маневром от решения фундаментальных проблем в этой системе.

«Бизнес-возможности появляются тогда, когда появляются бизнес-потребности, и для того, чтобы бизнес развивался, эти потребности должны удовлетворяться. Однако в нашей стране это происходит далеко не всегда, причем дисбаланс наблюдается и со стороны бизнеса, и со стороны государства. Например, существующая господдержка не всегда стыкуется с реальными потребностями бизнеса, а бизнес не всегда использует все гос­инструменты, которые у него есть, для того чтобы развиваться», — задал тон дискуссии на Сибирском форуме МСБ шеф-редактор и экономический обозреватель краевого телеканала «Наши новости» (Барнаул) Василий Морозов.

Несмотря на то, что изначально большинство дискуссий на тему госзакупок начинаются с поиска ответа на вопрос, как повысить вовлеченность МСБ в муниципальные государственные заказы, в этот раз участники пошли по иному пути. Они попытались определить, нужно ли на самом деле сектору малого предпринимательства участие в госзакупках, является ли этот инструмент эффективным для развития бизнеса, не приведет ли он к подмене реальной рыночной среды и, в конечном счете, к дальнейшей дисфункции российского малого бизнеса и возможности конкурировать на зарубежных рынках. А если госзаказ действительно выход, то при выполнении каких условий как со стороны государства, так и со стороны бизнеса он может стать эффективным инструментом для развития российской экономики.

В чем фокус?

«В связи со сложившейся экономической ситуацией многие предприниматели начинают искать новые ниши, и во многом именно поэтому активно обратились к возможности встроиться в систему госзакупок. Если бы условия ведения бизнеса за последнее время не изменились к худшему, такая форма господдержки не пользовались бы большим спросом, — считает председатель комитета поддерж­ки и развития МСБ мэрии Новосибирска Максим Останин. — Из опыта общения с предпринимателями можно сделать вывод, что им не хватает информации о том, как начать эффективно работать в системе госзакупок. Бизнес нуждается в просветительском, юридическом сопровождении».

«Госзаказ не вчера появился, неужели предприниматели до сих пор не научились в этой системе работать? — парировал Василий Морозов. — И если рассматривать госзаказ как меру поддержки бизнеса, а это так и есть, то не столкнемся ли мы в дальнейшем с подменой рынка как такового?».

«Действительно, многие представители малого бизнеса госзаказ рассматривают как инструмент, который должен принести большую прибыль. Но это далеко не так, — включается в дискуссию заместитель генерального директора ООО МГК «Сибирское купечество» Павел Яшков. — Госзаказ должен быть дополнением к существующему рынку, а не основным рынком сбыта. Многие же предприниматели идут в госзаказ, рассчитывая на этом развить свой бизнес. Это абсолютно неверная стратегия. Нужно развиваться на коммерческом рынке, а в госзаказе формировать дополнительную долю прибыли».

Павел Бобошик: «Участие в госзакупках — всего лишь один из инструментов поддержки малого и среднего бизнеса, профессионализм сектора предпринимательства не должен расти на госзаказах, да и не может вырасти»


«Порой частным компаниям — тем, кто рассчитывает на госзаказ, — не хватает коммерческой инициативы, — обратил внимание присутствующих председатель Совета директоров ОАО «Завод «Экран» Павел Бобошик. — Участие в госзакупках — всего лишь один из инструментов поддержки малого и среднего бизнеса, профессионализм сектора предпринимательства не должен расти на госзаказах, да и не может вырасти».

По мнению Павла Бобошика, малый бизнес мог бы обслуживать крупные промышленные компании, чтобы обеспечить устойчивое функционирование всех участников рынка: «Мелкий бизнес теоретически способен предложить нам взаимовыгодное сотрудничество, взяв на себя часть непрофильных для предприятия видов деятельности. Только вот заниматься той деятельностью, которую «Экран» готов отдать на аутсорсинг, никто не хочет. А жаль. Это решение могло бы избавить нас от дополнительной налоговой и административной нагрузки, связанной с эффективностью использования трудовых ресурсов».

Я тебе не верю

Несмотря на то, что бизнес сетует на недоступность госзаказа, активность его участия в системе остается низкой. По данным MAGRAM Market Research (по заказу «Промсвязьбанк» и «Опоры России»), опрос малых предпринимателей в 2015 году показал, что на текущий момент лишь 24% из опрошенных участвуют в государственных закупках.

Одна из основных причин низкого интереса к госзакупкам — сомнение в честности торгов, их высокой коррупционности. Представители малого бизнеса считают, что компании, не аффилированные с заказчиками, не могут выиграть тендер.

Также среди причин отказа бизнеса от госзакупок — несовершенство законов и недоступность средств для обеспечения контрактов. «Зачастую от подрядчика требуют обеспечение выполнения контракта. То есть, чтобы получить заказ, на балансе компании должны быть средства в размере от 5 до 20 процентов от стоимости контракта, — говорит представитель регионального отделения «Опора России», генеральный директор ЗАО «Новосибирскхлебпродукт» Сергей Соколов. — Если у компании нет оборотных средств, она вынуждена обращаться в банк, а это дополнительные расходы».

Другая проблема — задержка платежей по контрактам. Согласно исследованию, проведенному ТПП РФ, которое было представлено на последнем Красноярском экономическом форуме, проблема неплатежей выходит на первый план. С этим соглашается и Сергей Соколов. «Одна из самых распространенных проб­лем, с которой предприниматели обращаются в организацию «Опора России», — это защита их интересов, и зачастую обращения связаны с задержкой платежей по госконтрактам. Средний срок отсрочки платежа — пять месяцев, максимум по новосибирской области, с которым нам приходилось сталкиваться, — восемь месяцев. Это одна из самых главных проблем, которая снижает интерес к госзакупкам со стороны малого и среднего бизнеса», — рассказывает Соколов.

Немаловажной остается проблема забюрократизированности системы и обилие требований. Зачастую инновационные компании, работающие на рыночных условиях по всей стране, не могут «прорваться» через муниципальный заказ в город своего присутствия. Один из предпринимателей, участник Сибирского форума МСБ, отметил, что компаний, желающих включиться в госзакупки, действительно не так много, зато сформировалось много компаний-посредников, оказывая предпринимателям помощь по встраиванию в процесс выполнения государственного заказа. Складывается ощущение, что система госзакупок выстроена так, чтобы в первую очередь обеспечить рынок как раз таких посредников.

Естественно, и со стороны госкорпораций есть немало опасений по поводу целесообразности сотрудничества с МСБ. Сектор малого бизнеса зачастую не может продемонстрировать высокое качество производимой продукции или предоставляемых услуг, нужный уровень профессио­нализма специалистов, выполнение заказов в срок и многое другое. Согласно статистике, уровень расторгнутых контрактов все еще остается весьма высоким. По данным Министерства экономического развития РФ, в 2015 году было расторгнуто более 495 тыс. контрактов на сумму 1,15 трлн руб­лей. Большинство контрактов расторгнуты по соглашению сторон (98%). При этом основную их долю составляют контракты на оказание коммунальных услуг, услуг связи, поставки электроэнергии… Расторгнуты они в связи с «недовыборкой» предусмотренных контрактом объемов услуг. Прирост общего объема расторгнутых контрактов по решению заказчика по итогам 2015 года составил 31%.

Просто маскарад

Несмотря на скепсис и многочисленные проблемы в системе госзакупок, чиновники уже успели отчитаться о работе, проделанной в 2015 году. По данным Минэкономразвития РФ (Доклад о результатах мониторинга применения Закона № 44-ФЗ в 2015 году), зафиксирован рост объема закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). В 2015 году у СМП и СОНКО было размещено 869 590 извещений общим объемом порядка 637,5 млрд руб­лей, что на 27% и 34% соответственно превышает показатели 2014 года. Средняя цена контракта, по итогам 2015 года, осталась на уровне 2014 года и составила 557,1 тыс. руб­лей. В качестве оплаты по прямым контрактам малому бизнесу направлено более 490 млрд руб­лей, что на 41% превышает аналогичный показатель 2014 года. Среднее количество заявок участников закупки из числа компаний малого бизнеса и СОНКО на одну процедуру определения поставщика в 2015 году составило 3,1, что в 1,5 раза превышает аналогичный показатель 2014 года (две заявки).

В Новосибирской области также подведены результаты. Председатель Комитета по контролю в сфере закупок мэрии Новосибирска Елена Волосатова привела следующие цифры: суммарная максимальная начальная цена контракта в Новосибирске, которая была предусмотрена для субъектов МСБ, составила 2,5 млрд руб­лей. Фактически из бюджета города за 2015 год сектору МСБ было перечислено 1,7 млрд руб­лей. Общее количество поданных заявок — 7 853, выигранные заявки — 2 182. «Это говорит о том, что процедура все-таки конкурентоспособная. Грубо говоря, на одну процедуру приходится не менее трех участников. В целом объем закупок у субъектов МСБ увеличился в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 15%», — пояснила Волосатова.

В то же время руководитель ФАС Игорь Артемьев отмечал ранее, что данные о закупках у малого и среднего бизнеса существенно завышены. Многие компании, участвующие в госзакупках, к сектору МСБ относятся весьма опосредованно, являясь на самом деле фирмами, аффилированными с крупным бизнесом, и потеснить их зачастую нет возможности. К тому же «родственные» госкомпаниям субъекты МСБ зачастую завышают цену по сравнению с рыночной, что и позволяет выполнить план по закупкам у малого бизнеса. Следовательно, конкуренция и прозрачность в сфере госзакупок весьма сомнительна и напоминает просто маскарад, направленный на имитацию помощи российскому бизнесу.

Бэлла Заушицина

Источник: «Эксперт Сибирь» №13-14 (473)