НПП «Сибэлектротерм» изготовило корпус крупнейшей в мире камеры для исследования взрыва на синхротроне

 

11 декабря 2024

Корпус крупнейшей в мире камеры для исследования взрыва на синхротроне изготовили в ООО Научно-производственное предприятие «Сибэлектротерм» (якорный резидент промплощадки ОАО «Сибэлектротерм», находящейся под управлением АО «РИД Групп-Новосибирск», актив РАТМ Холдинга) по заказу конструкторско-технологического филиала Института гидродинамики имени М. А. Лаврентьева СО РАН (КТФ ИГиЛ СО РАН).


Фото: ЦКП «СКИФ»

Как сообщил генеральный директор НПП «Сибэлектротерм» Виталий Ельцов, ученые предоставили чертежи и документацию, со своей стороны технологи предприятия предложили ряд конструктивных решений для оптимизации процесса изготовления корпуса.
– Это габаритное нестандартное изделие из стали толщиной более 60 миллиметров, сложное в исполнении, которое предполагает множество технологических операций, – отметил Виталий Ельцов. – Чтобы сделать его, привлекали специалистов разного профиля. Для обеспечения надежности, качество сварочных соединений отслеживали с помощью методов неразрушающего контроля, а на одном из финальных этапов провели испытания с использованием рентгеновского излучения. Мы не первый год сотрудничаем с институтами СО РАН, опыт взаимодействия с ними и потенциал НПП «Сибэлектротерм», в том числе, компетенции сотрудников и наличие уникального металлообрабатывающего оборудования позволили реализовать этот проект.

Камера предназначена для изучения синхротронных взрывов особой мощности в Центре коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (СКИФ).
– В физике взрыва нас, в первую очередь, интересует вопрос безопасности. Это мирные задачи – чтобы взрыв всегда происходил в контролируемых условиях, – рассказал заместитель директора по научной работе ИГиЛ СО РАН, руководитель проекта по созданию оборудования станции «Быстропротекающие процессы ЦКП «СКИФ» Эдуард Прууэл. – Одно из применений связано с задачами авиации. Когда самолет взлетает, в турбокомпрессор попадает пыль, камни, может залететь птица, по своим параметрам этот процесс очень близок ко взрыву. Кроме того, сейчас появляются новые материалы для авиации, и важно изучать, как они поведут себя во время возможной катастрофы – каков их ресурс прочности.