Купим много стеклобоя

 

30 марта 2020

Компания «Сибирское стекло», выпускающая стеклотару, стремится увеличить объем переработки вторсырья. Законодательство пытается ставить палки в колеса ей и всему рынку стеклянной упаковки

Лучшая бутылка с точки зрения экологии — та, что выпущена из переплавленного стекла. На ее производство требуется меньше энергии, при этом сокращаются выбросы углекислого газа и других вредных веществ, снижается потребление ископаемого сырья и связанное с этим истощение земных недр, не говоря о сокращении захоронения стекольных отходов, которые не разлагаются тысячи лет. Эта вводная давно стала аксиомой для мировой стеклотарной отрасли, где доля использования в производстве вторичного стекла неуклонно растет и кое-где приблизилась к стопроцентной отметке. В России картина противоположная, и предприятия не могут обеспечить даже минимальную норму поставок стеклобоя.

«Например, завод Heineken в Испании использует для своей зеленой пивной бутылки 92 процента стеклобоя», — говорит Павел Бобошик, генеральный директор новосибирской компании “Сибирское стекло” (далее — “Сибстекло”), одной из немногих в стеклотарной отрасли, которые интенсивно развиваются на фоне стагнации рынка. — У нас вся технология рассчитана как минимум на использование 30 процентов стеклобоя для производства одной тонны конечного продукта». Однако, по словам Павла Бобошика, пока предприятию удается обеспечить в лучшем случае 15–20% стеклобоя в общей массе сырья, причем гарантированный уровень составляет 10–14% за счет собственного производственного брака, который пускают на переплавку. Остальное вторичное стекло получают с огромным трудом и по критически высокой цене на «мусорном» рынке. Впрочем, г-н Бобошик не оставляет попыток решить эту проблему если не в масштабах рынка, то хотя бы на своем предприятии.

Экологичная экономика бутылки

В руководстве «Сибстекла» и РАТМ холдинга, куда входит предприятие, не скрывают, что интерес к вторсырью у них продиктован скорее экономической повесткой, нежели экологической, просто та и другая тесно переплетены. Акционеры холдинга преследуют стратегическую цель — повысить эффективность и капитализацию своего стекольного бизнеса, чтобы в дальнейшем на его базе консолидировать интересующие их российские стекольные активы. Для осуществления этих планов в 2012 году на работу в компанию и пригласили Павла Бобошика — чеха по национальности, известного в Восточной Европе специалиста в стекольном деле и дипломированного управленца международного класса. И, судя по всему, не прогадали.

В результате модернизации стекольных комплексов, в которую начиная с 2015 года было вложено два с половиной миллиарда рублей, производительность промплощадки почти удвоилась — с 320 млн изделий в 2015 году до 600 млн в 2019-м, а в 2020 году с введением в строй новой печи мощности должны увеличиться до 740 млн изделий.

Загружать быстрорастущее производство удается благодаря повышению качества и расширению ассортимента продукции. В частности, здесь освоили выпуск тонкостенных бутылок по технологии NNPB (Narrow Neck Press and Blow — узкогорлое прессовыдувание), которые при тех же габаритах весят на 30% меньше. При этом на поверхность облегченной стеклотары новосибирцы первыми...

Полный текст статьи «Эксперт» №14 (1158)