Новосибирские предприятия РАТМ Холдинга

 

3 июня 2015

РАТМ Холдинг создан в 1992 году. В настоящее время это крупное диверсифицированное объединение предприятий стекольной промышленности, насосостроения, оптико-электронного приборостроения, инвестиционно-девелоперского и ряда других направлений.

Предприятия холдинга отличаются высокими показателями качества выпускаемой продукции, технологического оснащения производства и европейским подходом к управлению. В этом номере нашего журнала речь пойдет о двух активах РАТМ Холдинга. Оба находятся в Новосибирске, названия их схожи, и они продолжают историю крупнейшего в СССР предприятия, специализирующегося на выпуске электронных приборов для радиолокации и телевидения — завода «Экран», управление которым перешло к РАТМ Холдингу в начале 2000-х годов. В рамках программы реструктуризации ОАО «Завод «Экран» начал специализироваться на выпуске стеклотары, а ЗАО «Экран — оптические системы» — на изготовлении электронно-оптических преобразователей (ЭОПов). Мы встретились с директорами этих акционерных обществ, чтобы узнать подробно о деятельности заводов, процессе производства и методах управления в современных экономических условиях.

Завод «Экран» — производство стеклотары

Завод «Экран» является крупнейшим производителем стеклотары в Сибирском регионе, поставляя свою продукцию таким предприятиям, как Heineken, Балтика, EFES. Завод выпускает бутылки для напитков, а также стеклянные банки для консервирования, фармацевтическую тару.

Решающую роль в развитии"Экрана" играет поддержка основного акционера Эдуарда Тарана и профессионализм генерального директора — Павла Бобошика — международного эксперта в области производства стеклотары. Павел родом из Праги, ранее — с 1991 по 2010 год — являлся совладельцем создаваемых компанией SAHM (это крупнейший немецкий производитель изделий из стекла и керамики) предприятий на территории Чехии, России, Украины, Китая, кроме того, на протяжении длительного времени он консультировал «Чешский экспортный банк» по проблемным активам в стекольной отрасли. Павел Бобошик — яркий пример управленца, который знает обо всем, что происходит на заводе, лично присутствует на ключевых технологических мероприятиях, например, запуске печей. Он показал нам все производственные площадки и рассказал о тонкостях производства, продемонстрировав бескомпромиссную «прозрачность» процесса и слаженность работы персонала.
Процесс производства
В состав сырья для стекловарения входит сода, песок, доломит и стеклобой. Поскольку качество исходных материалов влияет на конечный продукт, их проверяют в специальной лаборатории. За автоматизированной процедурой смешивания сырья следят операторы.
Сердцем стекловаренного производства является стекловаренная печь. Следует понимать, что стекловаренная печь — это целый комплекс оборудования высотой с многоэтажный дом. Поступая в печь, сырье расплавляется при температуре 1560 градусов. Далее через специальный канал из разогретой струи стекломассы формируются капли, попадающие сначала в «черновую» часть машины, в которой происходит предвыдув, а после этого уже в «чистовую» часть, где создается форма бутылки. Затем горячую бутылку обжигают, после постепенно охлаждают, потом она проходит холодное наплавление, в процессе которого сглаживаются неровности, образовавшиеся при выдуве.
Качество готового изделия контролируют при помощи специального контрольного дефектоскопического оборудования, установленного на заводе в прошлом году. К решению приобрести дорогостоящее оборудование подтолкнули требования заказчиков стеклотары — предприятий алкогольной и пищевой промышленности — к потребительским характеристикам тарного стекла. После дефектоскопа бутылка подлежит дополнительному визуальному контролю в зоне ОТК. Специалист осматривает продукцию, удаляя не соответствующую стандартам. На предприятии введена комплексная система автоматизации, осуществляющая контроль, учет и логистику в производстве и предпродажной подготовке.
Процесс стекловарения непрерывен. Остановка печи осуществляется в плановом режиме для проведения ремонтных работ и модернизации.
Проблемы отрасли
1.Низкая стоимость готовой продукции.
Наличие конкурентной среды формирует цену на стеклотару. Сейчас готовая бутылка стоит 3,5 рубля. В этом году, например, расходы производителя на транспорт и электроэнергию выросли примерно на 20%, а стоимость готовой продукции увеличилась всего на 5-7%. В то же время заказчики просят руководство завода снизить стоимость стеклотары, однако существующая цена уже фактически приблизилась к себестоимости. При этом завод «Экран» несет затраты на амортизацию, вкладывает средства в ремонт и модернизацию оборудования, строительство новых печей и линий, что позволяет предприятию совершенствовать качество изделий.
Стекольная отрасль в России балансирует на грани убыточности, однако сейчас, в связи со сложившееся политической ситуацией — санкциями Запада и курсом на импортозамещение, в том числе и в пищевой промышленности, падение рынка замедлится.
В существующих условиях, запустив линию по производству облеченной бутылки по технологии NNPB (Narrow Neck Press and Blow — узкогорлое прессовыдувание), ОАО «Новосибирский завод «Экран» повысил стоимость тонны тарного стекла, не увеличивая цену за штуку. Ее вес снижен на 20-25% — до 283 г (при сохранении прочностных характеристик), соответственно, количество продаваемых единиц в тонне продукции увеличивается.
2.Стеклобой
В состав сырья для производства стеклотары входит стеклобой. К сожалению, в нашей стране культура раздельного сбора мусора отсутствует. Это настоящая беда современной России. Мусорное свалки, загрязняющие окружающую среду, растут с катастрофической скоростью. Стекло не разлагается, и вполне вероятно, что потомки будут рассказывать о нас своим детям, как о варварах. Парадокс в том, что стеклобой крайне необходим стекольным заводам. По оценке Павла Бобошика, ежегодно в Новосибирске свозят на свалки 320-350 млн штук стеклянных бутылок, из которых обратно на переплавку поступают не более 20%. Предприятие заявляет о готовности покупать у населения использованную стеклотару, а также стеклобой для производственных нужд, тем самым уменьшая в интересах города экологическую нагрузку.
— Снизить температуру, при которой варят стекло на «Экране и, соответственно, минимизировать техногенное воздействие на окружающую среду позволит использование стеклобоя в объеме 60% (сейчас его доля 15%) — поясняет Павел Бобошик. — Это тот показатель, к которому уже приближаются в Европе.
В советские времена государство поддерживало систему оборота стекольной тары, пустые бутылки сдавали и принимали в любом продуктовом магазине, а вырученных денег хватало на приобретение другого товара. Однако сегодня при стоимости новой бутылки 3,5 рубля, цена использованной настолько минимальна, что не сможет стимулировать население относить тару в пункт приема. Государство инициирует и финансирует социальные программы, нацеленные на формирование здорового образа жизни и семейных ценностей, воспитание толерантного отношения друг к другу, оставляя без внимания так называемую мусорную проблему. По мнению Павла Бобошика, чтобы сортировка бытовых отходов вошла у населения в привычку, необходимы государственная пропаганда и сознательное отношение граждан к этому вопросу.
3. Производство и обслуживание формокомплектов для стеклотары.
Формокомплект предназначен для формирования стеклотары различных конфигураций и объемов. Устанавливают его на стеклоформующие машины, он состоит из черновых и чистовых форм, горловых колец, поддонов чистовых форм, плунжеров, воронок, донных затворов и финишных шайб. Так как формовая оснастка эксплуатируется в условиях термоциклических нагрузок, она требует периодической чистки и доводки. Основными материалами для литейного изготовления формокомплектов являются серые и высокопрочные чугуны которые должны обладать стойкостью к тепловому напряжению, низкой степенью термического расширения, повышенной коррозийной стойкостью (в газовой, воздушной, щелочной средах) в условиях трения и износа. С целью многократного повышения долговечности формовой оснастки на ее рабочие поверхности с помощью плазменной наплавки или ручной газопорошковой наплавки наносят износостойкие покрытия, как правило, из наплавочных порошков на основе никеля. Плунжеры защищают от износа с помощью напыления с оплавлением. Также наплавку применяют для ремонта формокомплектов.
В настоящее время формокомплекты для завода «Экран» поставляют из Китая. Как сообщил Павел Бобошик, соотношение цены и качества китайских формокомплектов на данный момент оптимально. В ответ на вопрос о сотрудничестве с российскими производителями, гендиректор «Экрана» сообщил, что завод, конечно, приобретал бы их в России, но к сожалению качество отечественного чугуна не соответствует предъявляемым требованиям. Возможности усовершенствовать формокомплекты, «подтянув» до уровня импортных, у российских производителей есть, но из-за нестабильной экономической ситуации, для них это связано с рисками. Чтобы составить конкуренцию производителям из Азии, российским предприятиям необходимо повысить качество продукции, и при этом снизить цену. Для этого им нужно переоснастить производство, но они не уверены, что вложив деньги в модернизацию, будут обеспечены заказами. Секрет успеха китайских предприятий обусловлен, в первую очередь, государственной поддержкой, тогда как в нашей стране, увы, картина другая. В переориентации с импортопотребления на импортозамещение заинтересованы все игроки стекольного рынка: с приобретением отечественного оборудования, изделий, комплектующих и материалов упрощается весь цикл работ — начиная от заключения договора на поставку и заканчивая сервисным обслуживанием. К сожалению, возможно это пока не везде.
4. Кадры
Завод, как и многие российские производители, сталкивается с дефицитом профессиональных слесарей и токарей, способных качественно обрабатывать металл. Мы не раз писали о проблеме нехватки и недостаточной квалификации именно этих специалистов. Необходимо обучать их на местах — в цехах, но престиж рабочих профессий в России был утрачен в 90-е годы прошлого века, из-за упадка промышленного производства. Тогда экономические знания были важнее прикладных навыков, и постепенно работа у станка стала не популярна у молодых людей — в основной массе они стремились стать менеджерами. Необходимо вернуть рабочему человеку былое уважение и воспитывать новое поколение рабочей элиты. Предприятию требуются специалисты, способные работать с удовольствием, совершенствовать свое мастерство, реализовывая свой потенциал в любимом деле. Техническая сторона производства постоянно совершенствуется: молодые рабочие — это профи, работающие с высокотехнологичным оборудованием, оснащенным системами автоматизации, поэтому и знания сотрудника должны быть соответствующие.
Пока завод ищет специалистов по всей России, а также за рубежом, однако Павел Бобошик убежден, что будущее «Экрана» должно быть построено руками работников из числа новосибирцев, поэтому на заводе готовят квалифицированные кадры «под себя».
Кроме того, чтобы популяризировать заводской труд на предприятии готовы знакомить школьников и студентов с возможностями и условиями работы. Сегодня практику здесь проходят студенты Новосибирского машиностроительного колледжа. Тех, кто зарекомендует себя, обещают трудоустроить — сначала на период летних каникул (несовершеннолетних — на неполный рабочий лень), а по окончании учебного заведения — принять в штат, причем без экзаменов, с перспективой профессионального роста.
К профессиональному росту линейных сотрудников «Экрана» стимулирует шестиразрядная тарифная сетка. Так, зарплата наладчика оборудования на первом этапе составляет 25 тыс. рублей, а когда ему присваивают шестой квалификационный разряд — может достигать 45-60 тыс. То же самое касается операторов стеклоформующих машин. Наладчики стекольных автоматов и полуавтоматов с не менее чем десятилетним опытом зарабатывают 80-120 тыс. рублей.

Источник: Журнал “Промышленные регионы России” №2 (89) 2015