Игорь Зеленский: «Я всегда помню, что второй серии не будет»

 

30 апреля 2013

РАТМ Холдинг является партнером Новосибирского Государственного Академического Театра Оперы и Балета, президент холдинга Эдуард Таран входит в попечительский совет НГАТОиБ, а Российский деловой клуб (общественная структура холдинга) выступает учредителем Фонда поддержки балета имени Игоря Зеленского.

«Работаю на максимуме, стараюсь успеть все»

 Жизнь артиста всегда кажется загадкой нам, простым смертным. Тем более, когда звезда успевает блистать на разных небосклонах. Народный артист Игорь Зеленский успешно совмещает карьеру художественного руководителя балета Новосибирского государственного академического театра оперы и балета с аналогичной должностью в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, заодно оставаясь премьером балета Мариинского театра.

 

zelenskij

 

– Игорь Анатольевич, вам довелось учиться у легендарного Вахтанга Чабукиани. Какие уроки оказались самыми памятными?

– Тогда я был еще мальчишкой и не понимал, что имею дело с гениальным человеком: балетмейстером, педагогом, личностью. Он совершил революцию в танце, был новатором балета, он сделал ставку на мужской танец, поставив «Дон Кихота», «Баядерку», «Сердце гор». Именно такие люди делают балет искусством, превращая набор движений под музыку в художественное высказывание. Мы очень сблизились за первые годы учебы, и ради него я не уехал учиться в Москву или Ленинград. От Вахтанга Чабукиани я перенял серьезное отношение к жизни, работе, искусству.

– Легко ли было переехать из солнечной Грузии в туманный Петербург?

– Честно говоря, сырой петербургский климат оказался для меня настоящим испытанием. Отучившись в Северной столице полтора года, я отправился на конкурс в Париж, получил там главный приз и предложение от знаменитого датского танцовщика Питера Шафуса с контрактом в Берлине. Я согласился, и за два года познал то, чего тогда нельзя было увидеть в России: балеты Баланчина, работы Ролана Пети, Бежара. Это был новый мир.

– Как вы попали в New York City Ballet?

– Я оказался в Нью-Йорке на гастролях с труппой Мариинского театра, мы выступали в «Метрополитен-опера». На спектакле был директор NYCB Питер Мартинс, и он пригласил меня в свою труппу. Надо сказать, это довольно закрытый коллектив, там редко работают иностранцы, в театре до сих пор берегут ту особенную теплую атмосферу, которая досталась в наследство от самого Баланчина. Иностранцы обычно сотрудничают с NYCB в качестве приглашенных солистов, но я был не гостем, я работал по контракту.

– Какое влияние на ваш стиль оказал этот опыт?

– Мне повезло, что Питер Мартинс меня заметил. Этот удивительный человек принял труппу в возрасте 25 лет непосредственно от Баланчина. Я довольно рано понял, насколько важно в каждый период жизни найти правильное место приложения сил. Мне был необходим берлинский опыт, меня не зря тянуло в Нью-Йорк. В России я получил бесценную русскую классическую школу, в NYCB впитал стиль баланчинских балетов.

– Потом был Лондон?

– В какой-то момент понял, что необходимо развиваться дальше. Тогда я поехал в Лондонский Королевский балет танцевать балеты Макмиллана, перенимать его неоклассическую хореографию из первоисточников. Это было необыкновенное время. Оглядываясь назад, я понимаю, что у меня были великие учителя: Вахтанг Чабукиани, Константин Сергеев, Тони Уильямс, Питер Шафус. Это легендарные люди, каждый из которых помог мне совершить скачок в развитии. Теперь я стараюсь передать артистам тот опыт, который годами собирал по всему миру.

– Как сегодня развивается балетная труппа НГАТОиБ?

– Это, безусловно, сильная команда, что не отменяет необходимости внимания, работы, роста. К нам постоянно приходит интересная молодежь из разных городов, и это тоже – большая работа. Театры конкурируют за талантливых молодых исполнителей, найти, привлечь и удержать людей не так просто. В труппе много интересных артистов, некоторые получали заманчивые предложения от российских и зарубежных театров, и к каждому надо найти подход. Сегодня есть возможность развивать тесное сотрудничество двух музыкальных театров, давать возможность новосибирским артистам пробовать свои силы на столичной сцене. Мы активно включаем молодежь в спектакли – огромный репертуарный театр не должен зависеть от гастролирующих звезд. Зрители, которые приходят к нам каждый вечер, имеют право видеть качественные спектакли. Город можно поздравить с прекрасным приобретением – в качестве приглашенного солиста у нас танцует молодой и уже знаменитый Сергей Полунин. Великолепная Анна Жарова недавно получила звание «Народный артист РФ».

– Игорь Анатольевич, о каких балетных событиях этого театрального сезона стоит упомянуть особо?

– Серьезная работа по подготовке VI Сибирского фестиваля балета принесла свои плоды. Фестивальная программа стартовала в конце марта. Зрители уже увидели несколько оригинальных зарубежных постановок и новые работы МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, в том числе «Коппелию» в хореографии Ролана Пети, балеты Йормы Эло и Иржи Килиана. В финале фестиваля нас ждет главная балетная премьера сезона – легендарный балет Игоря Стравинского «Весна священная» в постановке яркого современного хореографа Патрика де Бана, с которым мы вместе работали у Бежара. В этом году исполняется 100 лет со дня первой постановки «Весны священной» и 130 лет со дня рождения Стравинского – эти даты отмечают во всем мире. Премьера намечена на 12–13 июня.

– Что нового увидят новосибирские зрители в следующем сезоне?

– Надеюсь, ближе к новому году увидит свет новый «Щелкунчик». Работа уже идет – мы провели переговоры с известным театральным художником Энцо Фриджерио, которому доверили оформление церемонии открытия Большого театра. Мы планируем сделать красивый классический балет, сохранив привычную хореографию Вайнонена. Балет, который станет визитной карточкой театра, будет с успехом гастролировать и радовать зрителей изо дня в день. Люди приходят в театр, чтобы получить наслаждение, оказаться в сказке, ощутить чудо, буквально привстать от удивления. Если это случается – значит, мы не зря делаем свое дело. Я, например, получаю наслаждение от хорошего спектакля, это такая эйфория, которая ни с чем не сравнится.

– Вы не только руководите балетом двух больших театров, но продолжаете исполнительскую карьеру и участвуете в общественной жизни. Какая сфера деятельности для вас важнее?

– Жизнь весьма интересна, и я всегда помню, что второй серии не будет. Поэтому я тороплюсь, стараюсь не пропустить главного. Раньше я мог выйти на сцену после десятичасового перелета, наложив грим по дороге от аэропорта до театра. Сегодня я стал спокойнее, рассудительнее. У меня не было цели стать руководителем, просто так сложилась карьера. Приходится совмещать, утром вместе с коллегами потеть у станка, а потом становиться требовательным руководителем. Я не мечтал сидеть в кабинете и решать административные вопросы, но понимаю, что на мне лежит большая ответственность. Конечно, это не так увлекательно, как танцевать на сцене, но я решил вложить весь свой человеческий капитал в дело, которое люблю.

– При вашем напряженном рабочем графике что для вас значит семья?

– Очень многое. Моя жена Яна подарила мне двух прекрасных дочерей и сына. Бывает, что я потакаю капризам дочерей, но они всегда знают, что папа есть папа. Стараюсь обеспечить их, причем не только эмоционально, но и материально, чтобы они росли в семье, как за каменной стеной. Для этого и работаю не покладая рук.

– Наверное, дочери интересуются балетом?

– Иногда я смотрю на своих дочерей, которые бегают, прыгают и беспрестанно кружатся, и думаю – зачем им это будущее, этот каторжный труд? Усаживаю старшую за книжку, потому что надо учиться, отдал ее на фигурное катание. Но она хочет только танцевать, спит и видит себя балериной, мечтает надеть пачку и туфельки. Как отец я могу только сказать «не хочу», а говорить «не пущу» не имею никакого права. Самое главное, чтобы дети были здоровы, а кем именно они станут, предстоит выбрать им самим. Каждый человек, будь то руководитель, ученый или спортсмен, может делать свое дело хорошо. Так что в выборе профессии мы можем только направлять, но не запрещать.

– Где вы чувствуете себя как дома?

– Мне дорог каждый город, в котором мне приходилось подолгу жить и работать, но дом для меня там, где моя семья, где слышны детские голоса и лай любимой собаки. Сейчас я стал более спокойным и организованным, семейным человеком.

– Как вы отдыхаете?

– Когда меня спрашивают о хобби или любимых занятиях, мне нечего рассказать: я занимаюсь балетом. Наверное, можно было бы уже остановиться, не танцевать, но я пока не могу. Я всегда работаю на максимуме, старюсь успеть все, мне все интересно. И по-другому не могу.

Досье

Игорь Анатольевич Зеленский

Родился 13 июля 1969 года в городе Лабинске Краснодарского края, вскоре родители увезли его в Тбилиси, на родину отца. Игорь Зеленский окончил Тбилисское хореографическое училище (класс Вахтанга Чабукиани), затем стал стажером Тбилисского театра оперы и балета имени С. Палиашвили, а в 1987–1988 годах стажировался в Ленинградском хореографическом училище имени А. Я. Вагановой у Геннадия Селюцкого. В труппе прославленного Мариинского театра с 1988 года, стал солистом в 1991-м, и по сей день остается премьером Мариинки. Танцевал все ведущие партии балетного репертуара, участвовал во всех гастрольных проектах театра.

Важный период танцевальной карьеры Игоря Зеленского связан с легендарным New York City Ballet, где он был премьером с 1992 по 1998 год. Это редкий случай, ведь свято чтящая баланчинские традиции труппа редко принимает чужаков, за всю историю театра исключение было сделано лишь для Михаила Барышникова и Игоря Зеленского. В качестве приглашенного солиста артист сотрудничал с ведущими мировыми театрами, в их числе Немецкая опера, Королевский балет, Большой театр. В статусе главного приглашенного солиста танцевал в Ла Скала, Баварском государственном балете (Национальный театр в Мюнхене), в театрах Бостона, Сан-Франциско, Рио-де-Жанейро.

Еще одной важной вехой можно считать сотрудничество в качестве солиста с Лондонским Королевским балетом в период с 1997 по 2001 год, где Игорь Зеленский в совершенстве освоил сталь неоклассики. Вслед за этим можно отметить работу в должности ассистента директора Афинского театра в течение пяти лет. Уже тогда стали проявляться руководительские способности Зеленского.

Пост художественного руководителя балета Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Игорь Зеленский занимает с 2006 года, а с 2011 года также принял полномочия худрука балетной труппы Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. С 2008 года по инициативе Игоря Зеленского НГАТОиБ проводит единственный международный балетный фестиваль за Уралом – Сибирский фестиваль балета, в котором принимают участие труппы и солисты Большого театра России, Мариинского театра, звезды мировой балетной сцены.

Игорь Зеленский – народный артист России, лауреат Международного конкурса артистов балета в Париже, лауреат и дипломант Национальной театральной премии «Золотая маска» и лауреат Государственной премии Новосибирской области, дважды лауреат Премии «Парадиз», член Попечительского совета НГАТОиБ.

Супруга Игоря Анатольевича, Яна Серебрякова, также балерина, в семье две дочери и сын.

Балетные партии

Мариинский театр

«Жизель» – Альберт

«Дон Кихот» – Базиль

«Щелкунчик» – Принц

«Баядерка» – Солор

«Лебединое озеро» – Зигфрид

«Спящая красавица» – Дезире

«Корсар» – Али

Grand Pas «Пахита»

«Шехеразада» – Золотой раб

«Ромео и Джульетта» – Ромео

«Аполлон»

Tchaikovsky Pas de Deux

«Драгоценности» («Бриллианты»)

«Тема с вариациями»

«Юноша и смерть»

«Манон» – Де Грие

«Барышня и хулиган» – Хулиган

New York Сity Ballet

Более 25 балетов Дж. Баланчина, в том числе «Тема с вариациями», «Аполлон», «Четыре темперамента», Brahms-Schoenberg-Quartet, Raymonda Variations, «Симфония Запада», Allegro Brillante, «Щелкунчик»

Балеты Дж. Роббинса «Гольдберг-вариации», Four Seasons

Балеты П. Мартинса

Королевский балет

«Манон» (К. Макмиллан)

«Спящая красавица» (редакция Э. Дауэлла)

«Баядерка» (в редакции Н. Макаровой)

«Жизель» (в редакции П. Райта)

«Аполлон» (Дж. Баланчин)

«Ромео и Джульетта» (К. Макмиллан)

Большой театр

«Баядерка»

«Лебединое озеро»


Балет «Майерлинг», хореография Кеннета Макмиллана
МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко

Премьера этого гигантского трехактного балета с семью адажио, массовыми сценами и пантомимой на сцене МАМТа – долгожданная радость для Игоря Зеленского. За годы работы в лондонском Ковент-Гарден Зеленский досконально усвоил стиль Макмиллана, исполнив главные партии в «Манон» и «Ромео и Джульетте». Оставался только мятежный кронпринц Рудольф – главный герой «Майерлинга», исторический персонаж, единственный наследник престола Австро-Венгерской империи. В его жизни были политические интриги, запутанные отношения с родителями и бесчисленными пассиями, расстройство психики, наркотики и загадочная смерть в финале. Не случайно англичане по неписаному правилу не доверяют эту партию танцовщикам младше тридцати.

«Мощный, красивый, тяжелый мужской балет», – так охарактеризовал «Майерлинг» сам Зеленский. Партию Рудольфа также исполнили Георги Смилевски и Сергей Полунин, но симпатии зрителей оказались на стороне Зеленского. Знатоки утверждают, что Игорь Зеленский создал трагическую роль кронпринца: «Этот немолодой, внешне холодный, «застегнутый на все пуговицы», а внутренне страстный и ранимый Рудольф живет в состоянии постоянной сшибки между своим статусом и мироощущением». По мнению критиков, Зеленский показал, что в этой партии, используя русскую театральную школу, можно обойтись и без натурализма, сыграв не мелодраму, а настоящую трагедию.

Благодарим Новосибирский государственный академический театр оперы и балета за помощь в подготовке материала