Выпьем за СССР

 

16 июня 2015

В супермаркеты вернулись стеклянные бутылки с молоком — теперь новосибирцы требуют советской колбасы и мороженого, но эксперты называют это ошибкой.

Новосибирский завод «Экран» начал выпуск стеклянной полулитровой бутылки с узнаваемым советским дизайном по заказу агрофирмы «Лебедевская». По мнению специалистов «Экрана», в пищевой промышленности необходимо использовать как можно больше стеклянной тары — как самой экологичной. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил подробности грандиозных планов производителя «советских» бутылок и узнал, как он планирует бороться с опасностью замусоривания города битым стеклом.

Новосибирский завод «Экран» начал выпуск полулитровой стеклянной бутылки под молоко для ЗАО «Агрофирма "Лебедевская"». Предназначена бутылка для молока и других продуктов с небольшим сроком хранения, а дизайном напоминает бутылки советского периода.

«У них (у "Лебедевской". — И.К.) большие планы на стекло — чуть ли не заменить [весь] тетрапак… Это не совсем классический вариант советской бутылки, а стилизованный. Вот тех мягких пробок не будет, это уже — пережитое прошлое.

В данной бутылке — завинчивающаяся пробка. Возможно, из пластика будет», — пояснил коммерческий директор завода «Экран» Антон Мор, затруднившийся назвать себестоимость стеклянной бутылки, но пояснивший, что себестоимость 1 т стекломассы — 15 тыс. руб., а из такого объема стекломассы выходит примерно 2–2,5 тыс. бутылок, уточнил г-н Мор. Что касается «советского имиджа», то специально эту тему ни заказчик, ни производитель обыгрывать не собирались — стеклянная бутылка для них, как заверяют на «Экране», прежде всего — экологичная тара.

Еще до запуска производства на «Экране» агрофирма «Лебедевская» запустила линейку молочных продуктов в стекле — молоко, кефир, ряженку и т.д. — по специальному заказу томского СПК «Межениновский», с которым она входят в единый холдинг «Сибирский премьер», говорится в сообщении «Межениновского». Новосибирский завод к концу 2015 года планирует перерабатывать до 10 тонн молока в сутки.

В Новосибирске корреспондент НГС.НОВОСТИ обнаружил стеклянные бутылки «Лебедевской» в сети «Холидей». Стоили они заметно дороже, чем новосибирские конкуренты в пластике, такие как «Зеленый луг».

Необходимо параллельно с расширением производства возрождать систему возврата использованной тары на завод для дальнейшей переработки, признают на «Экране», так как кварцевый песок, который идет на изготовление стекла, приходится завозить из европейской части России, и стоимость его перевозки может превышать стоимость самого песка в 3–4 раза.

«Возвратное стекло нам очень нужно. Мы можем перерабатывать до 100 % любого тарного стекла — любых бутылок. Нам только не подходит листовое стекло (от окон. — И.К.), но его перерабатывают наши коллеги», — объяснил Антон Мор, добавивший, что завод активно разрабатывает проекты по сбору стекла. Это и специальные контейнеры для стеклянной тары, которые уже стоят в некоторых местах города, и обсуждение с торговыми сетями вопроса введения залоговой цены на стеклянную бутылку, которая будет выдаваться покупателю при возврате бутылки в магазин.

«Но у нас серьезная проблема в людях. К сожалению, наш народ бросает в такие контейнеры по раздельному сбору мусора, например, бумагу. В контейнеры, куда нужно бросать только стекло.

Но, думаю, наши люди к этому еще придут. Так же начиналось все когда-то и в Европе», — рассказал коммерческий директор «Экрана». По данным специалистов «Экрана», ежегодно в Новосибирске на свалки попадает 320–350 млн стеклянных бутылок, из которых перерабатывается только около 20 %.

Председатель совета «Сибэкоцентра», эколог Александр Дубынин согласился с тем, что стекло — самое безопасное с экологической точки зрения вещество. Более опасный, по мнению эколога, пластик, который тоже можно пускать во вторичную переработку, но массово этого не происходит из-за очень низкой стоимости сырья. Худшим вариантом Дубынин назвал тетрапак: «Это — композитный вариант. Его очень сложно использовать как вторсырье. В тетрапаке есть и бумага, и пластик, и даже алюминий. И это все непросто разделить».

Что касается использования ностальгии по всему советскому в дизайне упаковок продуктов, тут мнения специалистов в рекламе разделились.

Руководитель новосибирского филиала РГ «Мелехов и Филюрин» Александр Филюрин говорит, что люди покупают прежде всего не ностальгию по советскому прошлому, а хорошо узнаваемый бренд, как, например, бело-синяя расцветка банок сгущенного молока. Руководитель же компании A-Studio Анна Собянина, наоборот, уверена, что советский дизайн востребован сейчас очень сильно.

«Это очень эффективно. Мы даже некоторым брендам предлагаем такой отсыл в прошлое. Например, «Карачинской» предлагали. Но они не согласились. В том числе и по финансовым причинам. Но вот "Лебедевская"… Их рекламная кампания не несет отсыл в советское. И вот здесь будет диссонанс [с бутылкой]», — считает Собянина.

Директор по корпоративному управлению группы компаний «Новые торговые системы» Александр Агеев, так же как и Филюрин, считает, что одной лишь ностальгией потребителя уже не взять. «Люди уже разбираются. Смотрят прежде всего на этикетки. Вот это, допустим, а-ля советское мороженое… Там же ничего нет от того советского. Не думаю, что на этом можно серьезно заработать. А на молоке — тем более. Оно относится к так называемым эластичным товарам, т.е. тем, на сбыт которых сильно влияет изменение цены», — заметил Агеев.

Чаще всего используют ностальгию по советским продуктам именно производители мороженого и колбасы, указывает он. Наблюдения ритейлера подтверждает опрос на НГС: советское мороженое оказалось самым популярным (21,5 %) объектом ностальгии по советским продуктам. Далее следуют колбаса (14,5 %), лимонад (8,6 %) и тушенка (6,6 %).

В общей сложности более 70 % новосибирцев скучают по той или иной советской еде, свидетельствует опрос, в котором приняли участие более 10 тыс. человек.

«Даже если сейчас сделать мороженое по старому ГОСТу и принести его попробовать, оно вам покажется слишком жирным. Люди уже отвыкли от того вкуса», — скептичен Агеев.

Восторженные воспоминания о качестве советских продуктов в определенной мере обоснованы, считает ученый секретарь кафедры технологии организации пищевых производств НГТУ Александр Сапожников. Раньше, по мнению эксперта, ГОСТы были намного серьезнее, чем сейчас, и во многих продуктах составляющие были действительно натуральные. Но вот с колбасой в позднее советское время было не совсем так, заметил Сапожников. Судя по ГОСТу, настоящей колбаса была лишь в период правления Сталина.

Илья Калинин
Фото РИА Новости, Ивана Петрова (1), Петра Лохова (2)

Источник: НГС.Новости